Круглый храм Дашлы-3 |
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии | |||
Автор: Administrator | |||
23.04.2013 18:42 | |||
В Дашлинском оазисе на севере Афганистана неподалеку от рассмотренного «дворцового» комплекса советско-афганской археологической экспедицией выявлены остатки другого монументального сооружения с необычной планировкой. В наружной стене сооружения есть три прохода, два из которых расположены на западном отрезке стены между башнями II и III. Третий проход находится в северной части комплекса между башнями V и VI. Этому проёму соответствует аналогичный проём в обводной стене, в силу чего эти сквозные отверстия определяются как главный въезд в комплекс, через который можно попасть во внутреннее замкнутое пространство. Там по кругу идет хаотичная застройка, а в центре всего комплекса расположены остатки неизвестного здания с набором прямоугольных помещений, возможно, имевших особое культовое назначение. Замкнутое пространство кольца сообщается с обводным коридором еще двумя проходами, которые устроены во внутренней кольцевой стене напротив проёмов в башнях VII и IX. При строительстве этого комплекса использовался сырцовый кирпич прямоугольной формы размером 42х20х10 и 40х18х8 см. Отдельные участки кольцевой стены северного сектора возведены из битой глины (пахса). Стены покрывались глиняной штукатуркой с добавлением самана. Размер диаметра наружного кольца - около 35 м, ширина обводного коридора и средние внутренние размеры башен примерно равны двум метрам, толщина стен кольца составляет 0,8—0,9 м. Исследователи круглого сооружения на Дашлы-3 придерживаются различных точек зрения о его первоначальном назначении. В частности, К. Йетмар высказал мнение, что это арена, где совершались шаманские обряды, сопровождаемые ритуальными танцами и пиршеством, а круглая галерея являлась местом для зрителей — участников праздника. Первый исследователь памятника В.Сарианиди выдвинул гипотезу о принадлежности круглого здания к храму огнепоклонников. К его мнению присоединяется также М.Булатов, отметив наличие алтаря в западном секторе круга. Французский археолог А.-П.Франкфорт предполагает, что Дашлы-3 не храм, а крепость, приводя в качестве доказательства оборонительные стены с башнями. Однако, если это действительно крепость, то входы должны были бы быть сведены до минимума и хватило бы одного, но максимально укрепленного въезда. Наличие же трех входных проемов, два из которых располагаются рядом, делало возможное укрепление очень уязвимым при предполагаемом нападении врага. К тому же стены круглого сооружения не отличаются особой мощностью, способной выдержать осаду, чего нельзя сказать про обводную стену внешнего квадрата, окруженного глубоким рвом. В литературе встречаются различные мнения о функции и этих девяти почти квадратных башенок, фланкирующих комплекс. В.И.Сарианиди определяет их назначение двояко: либо культовое, либо оборонительное, давая предпочтение второй версии. В первом же случае, возможно, число башенок символически соответствовало девяти месяцам плодородия. По мнению М.С.Булатова, консолидация союза племен земледельческого бактрийского государства, видимо, сопровождалась объединением племенных богов в едином пантеоне. И каждая башня, по его мнению, принадлежала отдельному племенному божеству. Уместно напомнить, что такие башенки известны также на территории Маргианы и как архитектурный элемент служат характерной чертой крепостных сооружений Келлелинского оазиса. Четкая разбивка плана круглого сооружения на Дашлы-3 свидетельствует о стремлении строителей придерживаться определенной модульной системы. Анализ пропорций плана показывает, что средний размер ширины башен равен среднему размеру ширины пояса кольца и примерно девять раз умещается в диаметр большого круга. Этот же размер укладывается три раза в простенок между башнями VI-VII, и по два раза в простенки между остальными башнями.
|