Архитектурно-планировочные принципы античного и средневекового времени
( 0 Votes )
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии
Автор: Administrator   
26.04.2013 18:51

Именно в бактрийско-маргианской архитектуре во II тысячелетии до н.э. зарождаются и получают творческое переосмысление те архитектурно-планировочные принципы, которые проявляются в последующих среднеазиатских постройках античного и средневекового времени.

Наиболее ранним архитектурным сооружением на территории рассматриваемых регионов являются памятники Келлелинского оазиса в Маргиане. На Келлели-4 уже ясно читается архитектурно-планировочное решение в виде квадратного дворового пространства, обведенного по периметру узкими прямоугольными коридорообразными помещениями. Во дворе расположены несколько самостоятельных домов-секций. Это крепостное сооружение было предназначено для проживания крупной многосемейной общины, игравшей не последнюю роль среди населения Келлелинского оазиса. Истоки этой планировочной схемы, возможно, восходят к южнотуркменистанскому памятнику Намазга-депе, на окраине которого выявлены два дома с четкой планировкой комнат вокруг замкнутого квадратного двора, относящиеся к культуре Намазга IV-V; III-II тысячелетия до н.э.

Эта планировочная схема, но с некоторыми отличиями, видимо, параллельно развивалась и в архитектуре Месопотамии. Известные памятники на территории Двуречья, которые имеют планировочную схему в виде квадратного внутреннего дворика, вокруг которого расположены прямоугольные помещения, датируются началом II тысячелетия до н. э.— постройки в Уре, Мари и других городах.

Планировочная схема, сложившаяся на Келлели-4, прослеживается на Сапаллитепе (Северная Бактрия). Здесь мастера сохраняя основной композиционный принцип, проявляют творческую изобретательность, что выливается в оригинальную систему фортификации крепости. На Сапалли, также как и на Келлели-4 внутренний квадратный двор застроен самостоятельными многокомнатными домами. В обоих случаях внутри коридорообразных помещений в стене устроены очаги. Причем на Сапалли эти помещения вынесены за пределы основного квадрата. Соблюдается та же, что и на Келлели-4, четкая ориентация сооружения по странам света, вход расположен также в центре южного фасада.

Следующий памятник, развивающий планировочный принцип Келлели-4 и Сапаллитепе, это «дворец» Дашлы-3 в Южной Бактрии. Здесь все тот же строгий квадрат, заключающий внутренний двор. Однако на дашлинском памятнике уже вводится новый архитектурно-планировочный элемент — обводной коридор, возможно, заимствованный с культовой архитектуры — круглый храм Дашлы-3. Хотя такие коридоры известны на Келлели-3, «дворец» Гонур-1 (Маргиана).