Архитектурно-планировочная композиция храма Дашлы-3 |
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии | |||
Автор: Administrator | |||
24.04.2013 18:43 | |||
Довольно четкий анализ построения плана круглого храма на Дашлы-3 проведен М.С.Булатовым, который разбивает диаметр плана храма на 18 равных частей-модулей и вычисляет длину окружности — 56,52 модуля. В таком случае расстояние между башнями VI и VII равно восьми модулям, а между остальными — шести модулям. Сопоставляя храм Дашлы-3 с архитектурным сооружением каменно-бронзового века Стоунхенджем (Великобритания), окружность которого также имеет 56 делений, расшифрованных астрономом Дж. Хокинсом как инструмент для астрономических наблюдений, М.С.Булатов выдвигает заслуживающее внимания предположение, что в храме Дашлы-3 могли вестись астрономические наблюдения. Как упоминалось выше, круглый храм расположен в центре почти квадратного в плане поселения, охваченного крепостной стеной, снаружи которой проходил глубокий ров. Вся территория поселения вокруг центрального круглого комплекса имела плотную рядовую застройку, среди которой выделяются две кирпичные ограды, опоясывающие, также по кругу, центральное сооружение. Таким образом, рассматриваемый храмовый комплекс на определенном расстоянии был охвачен еще двумя громадными кольцами, все это в свою очередь было вписано в гигантский квадрат крепостных стен со стороной 130-150 м. Среди выявленных бактрийских памятников эпохи бронзы нет прямых аналогов круглому храму на Дашлы-3, архитектурно-планировочная композиция которых состоит из круга с близкими к квадрату башнями на наружной стороне. На примере «овального храма» в Хафадже и «круглого дома» на Тепе Гавра В.И.Сарианиди усматривает взаимную близость круглого храма на Дашлы-3 с архитектурой ранней Месопотамии, а учитывая «хронологический приоритет» Месопотамии, приходит к выводу о месопотамском влиянии на планировочные решения бактрийского монументального зодчества. М.С.Булатов, анализируя план «круглого храма» на Тепе-Гавра, приходит к заключению, что это сооружение служило в качестве храма, напоминая о существовании в государстве Шумер храмов круглой формы, «имевших «крышей» небесный свод». Соглашаясь с высказываниями о том, что истоки круглой формы храма на Дашлы-3 восходят к месопотамским памятникам, отметим, что пока остается не вполне ясным происхождение квадратных башен по наружной стороне круга, которые, как уже отмечалось, вполне могли быть заимствованы у монументальных сооружений Маргианы. Археолого-архитектурные исследования на широких площадях Ирана и предкопетдагской равнины Туркменистана, возможно прольют свет на возникновение столь необычной архитектурно-планировочной композиции храма на Дашлы-3, которая оказала влияние на планировочное решение монументальных памятников ахеменидского времени (Кутлуг-депе, Ат-Чапар) и, возможно, на монументальное сооружение в древнем Хорезме (Кой-Крылган-Кала).
|