Архитектурные черты Тоголокских храмовых комплексов |
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии | |||
Автор: Administrator | |||
30.04.2013 19:11 | |||
При анализе архитектуры Тоголок-21 видно, что толщина стен центрального прямоугольника намного больше толщины стен средней и наружной оград. Это дает право предполагать, что и высоты этих стен возвышались в зависимости от толщины, в результате чего центральная часть по высоте доминировала над всем комплексом. Планировочно-пространственное решение, когда высота стен, вписанных друг в друга прямоугольных оград имеет тенденцию к повышению к центру, раскрывая таким образом плановую перспективу комплекса, используется и в последующие времена. Примером могут служить хорезмские памятники Яккепарсан, Кумбаскан-кала. Этот прием, пережиточно сохранившийся в средневековой архитектуре, применяется зодчими при строительстве крепостных стен городищ. Даже такие крупные города средневековья, как Багдад, Ракк, Дехистан имели двойной ряд оборонительных стен, где как правило внутренняя стена была намного выше внешней. Из известных на сегодня памятников Средней Азии Тоголок-21 является самым ранним архитектурным сооружением где прослеживается применение вышеописанного планировочно-пространственного решения, более ранние прототипы которого пока неизвестны. Привлекает внимание в Тоголокских храмовых комплексах Маргианы центральная сакральная часть, которая имеет четыре прохода, ориентированных строго по странам света, а в «храме» на Гонур-1 все четыре стороны центрального сооружения усилены прямоугольными башнями. Думается, что в этом заключена определенная символика, связанная с религиозным мировоззрением древних племен. Интересно, что в основе планировки «храма» Гонур-1 и Тиллятепе, имеющих много параллелей, лежит не четкий прямоугольник, а форма близкая к параллелограмму. Что это — ошибка строителей или сознательное искажение формы? Этот вопрос на сегодня остается открытым. Показательно, что если в храме Тиллятепе (первый строительный период) священная цела находится в центре просторного двора и представляет собой квадрат, окруженный свободным обводным пространством (примерный принцип заложен в основу «храма» на Гонур-1) то сакральная часть тоголокских храмовых комплексов расположена в центре плотной застройки и охвачена обводными коридорами. Эта схема в последующие века, возможно, легла в основу планировочной композиции храмов, связанных с зороастризмом. В научной литературе в числе возможной родины зарождения одной из древнейших мировых религий Зороастризма уже называлась Маргиана. Высказанные в конце сороковых годов XX столетия, на основе лингвистических данных, предположения академика В.Струве ,сегодня подкрепляются большим археологическим материалом, на основании чего Тоголокские комплексы В.И.Сарианиди характеризует как протозороастрийские храмы, в которых наряду с культовыми возлияниями практиковался и культ огня. В пользу такой гипотезы говорят также размещение и конфигурация сакральной части древнемаргианских храмов, планировочная схема которых преемственно сохраняется в зороастрийских храмах, чему свидетельствует планировка сохранившихся поздних культовых построек (храм в Сузах, храм Окса, Кухи Ходжа, Мансур-депе, храм Дельверзина, храм в Хатра и др.). Однако необходимо отметить, что данной, на первый взгляд логично выстроенной концепции противоречит одна существенная деталь. А именно то, что первоначально религия Зороастра не допускала строительство никаких храмов и священные жертвенники стояли на открытом воздухе. И только позднее при последних царях ахеменидской династии начинают воздвигаться первые зороастрийские храмы. Это обстоятельство не позволяет однозначно утверждать, что после победы, провозглашенной Зороастром новой религии, строителями зороастрийских храмов сразу были взяты на вооружение древние традиции бактромаргианской культовой архитектуры. Такая постановка вопроса неправомерна и потому, что еще долгое время наряду с зороастрийцами среди древнего населения Бактрии и Маргианы и соседних с ними странами было немало продолжателей старых культовых верований и обрядов, идущих в разрез с основными догмами зороастризма. Даже при первых ахеменидах, ярых приверженцев Ахура-Мазды, сосуществовали вероисповедания разных народов, подданных ахеменидам. Но в большинстве своем в последствии они были просто поглощены мощной волной зороастризма, который был объявлен государственной религией. Зороастр, возможно, действительно реформировал древнюю бактро-маргианскую религию, но только столетия спустя его последователи при возведении первых храмов стали заимствовать архитектурно-планировочную структуру отдельных блоков бактро-маргианских храмов, которые, естественно, функционально очень четко ложились под культовые обряды новой религии, имевшей в своей основе древне-бактро-маргианские истоки.
|