Мост Риальто - Архитектура
( 2 Votes )
07.10.2014 17:41

Ныне существующий мост Риальто, построенный в период с 1588 по 1591 годы по проекту Антонио да Понте, имеет одноарочную конструкцию с двумя рядами магазинчиков, которые открываются только в сторону среднего, чуть более широкого прохода, а с внешней стороны закрыты деревянной обрешеткой. Длина сооружения составляет 48 м, ширина – 22 м, высота подмостового габарита для прохода судов – 7,5 м, а ширина в свету единственного арочного пролета – 28,8 м. Фундаменты обоих устоев моста состоят из свайных ростверков, насчитывающих по 6 тысяч вбитых деревянных свай с каждой его стороны.

Три рампы соединяют городские набережные со входами моста, ведущими к его верхней платформе, которая объединяет внутренний проход моста с двумя внешними проходами. Над верхней платформой промежутки между кровлями торговых рядов разных половин моста перекрыты возвышающимися арками, увенчанными с каждой стороны сегментным фронтоном. Благодаря использованию тонких карнизов, поверхности стен шести арок торговых рядов каждой половины моста, облицованные грубой плиткой (рустикой), плавно переходят в крышу, которая имеет поперечное сечение в форме пологой сегментной арки и желобообразные нижние края скатов. В отличие от проектов итальянского архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio) торговые ряды выглядят как настоящие надстройки на опорной конструкции глубокого профиля, упругость которой особенно усиливают карнизы с перилами, опирающиеся на мощные консоли по её сторонам, а также рельефы на её боковинах. Архитектоника конструкции моста дополнительно подчеркивается благодаря использованию особо крупных квадров (тёсаных камней прямоугольной формы) из истрийского известняка, которые установлены перпендикулярно дуге арки. По словам немецкого специалиста по истории искусства Норберта Хузе (нем.: Norbert Huse), «мост, созданный по проекту Антонио да Понте, является, скорее, хозяйственно-бытовой, нежели репрезентационной постройкой, это – больше Новые фабрики (Fabbriche Nuove), чем строения, окружающие площадь Пьяцца Сан-Марко (Piazza San Marco)».

В 4 надписях, выполненных внутри рельефных гербовых картушей, указано имя Паскуале Чиконьи (Pasquale Cicogna), который в период строительства моста являлся венецианским дожем (правил с 1585 по 1595 годы). По пока не выясненным причинам, в данном случае, судя по всему, не был соблюден запрет на изображение герба дожа за пределами Дворца дожей (Palazzo Ducale).

Под треугольным фронтоном на южной половине моста, которая обращена к городским кварталам Сан-Марко, Кастелло и Каннареджо, изображен рельеф Мадонны.

Судя по результатам новейших исследований, имеются основания предполагать, что да Понте не был единственным автором архитектуры данного сооружения, и что решающее влияние на его работу оказал Винченцо Скамоцци (Vincenzo Scamozzi). Дело в том, что в 1588 году Скамоцци представил чертеж трехарочного моста, который по форме сплошных перил, дифференциации между дугой моста и надстройками, а также трём входным рампам явно аналогичен тому сооружению, которое в конце концов было построено. Гравюра на дереве 1588 года, принадлежащая неизвестному автору (в настоящее время хранится в городской библиотеке Бертолиана (Biblioteca Civica Bertoliana) в городе Виченца) и выполненная, якобы, с модели Скамоцци, уже по многим компонентам имеет сходство с готовым мостом Риальто, даже несмотря на то, что на верхней платформе строения, изображенного на гравюре, ещё расположен небольшой храм с ионийскими колоннами и аллегорическими фронтонными фигурами (абсолютно в стиле Палладио).

Самым большим недостатком сооружения является дефицит пространства между его северным входом и граничащим с ним дворцом Палаццо деи Камерленги (Palazzo dei Camerlenghi), строением начала 16-го века, богато инкрустированным истрийским известняком. По этой причине даже пришлось отказаться от четвертой входной рампы. Кроме того, этот дворец закрывает собой часть моста, если подходить к нему с северной стороны.

До возведения в середине 19-го века моста Скальци (ит.: Ponte degli Scalzi) и моста Академии (Ponte dell'Accademia) мост Риальто являлся единственной постоянной переправой через Большой канал.