Мост Риальто
( 2 Votes )
07.10.2014 17:41

 

Мост Риальто ночью

Мост Риальто (ит.: Ponte di Rialto) – один из известнейших архитектурных памятников Венеции. Он перекинут через Гранд-канал, или Большой канал (ит.: Canale Grande). Это строение, расположенное рядом с дворцом Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi), соединяет между собой городские районы Сан-Марко (San Marco) и Сан-Поло (San Polo) в самом узком месте Большого канала. К северо-западу от моста расположена церковь Сан-Джакомо ди Риальто (San Giacomo di Rialto), считающаяся самой древней в городе.

Своим названием мост обязан кварталу Риальто, который расположен в историческом районе Сан-Поло и несколько веков назад являлся важнейшим в Венеции местом ведения торговли. В свою очередь название квартала в переводе с итальянского языка означает «Высокий берег» и происходит от итальянских слов Rivo («берег») и alto («высокий»). И действительно, квартал Риальто находится в самой высокой в городе точке относительно среднего уровня прилива.

Точную дату постройки самого первого моста Риальто установить невозможно. Во всяком случае, в хронике историка Иоанна Диакона (Giovanni Diacono), описывающей период около 1100 года, ещё не содержится упоминаний о существовании какого-либо моста, а «Хроника периода с 46 по 1280 годы от рождества Христова» (лат.: Chronica per extensum descripta: aa. 46-1280 d. C.), написанная венецианским дожем Андреа Дандоло (Andrea Dandolo), сообщает, что при доже Реньеро Дзено (ит.: Reniero Zeno) в 1246 году, якобы, был построен деревянный мост. При этом Дандоло особенно выделяет в своей хронике значимость моста, который впервые соединил две части Венеции. Исследователь Паоло Моракьелло (Paolo Morachiello) предполагает, что упоминаемое сооружение было возведено в период между 1200 и 1250 годами. Однако в исторических архивах отсутствуют документы, которые подтверждали бы проведение каких-либо ремонтных работ на нем на протяжении всего 13-го века. И лишь в 1432 году, судя по всему, по меньшей мере часть моста Риальто была снесена и «построена заново» (ит.: «refatto da novo») за значительную сумму, составившую 2330 дукатов. В связи с проводимой Венецианской республикой экспансионистской политикой в Средиземноморье её финансовое положение не было идеальным. Так, в 1458 году Совет десяти (Consiglio dei Dieci) принял решение о том, что сооружение должно было быть «разобрано и построено заново» («desfatto e refatto da novo»), а также именно в финансовых целях частично застроено сверху «лавками торговцев» («botteghe»). Однако последняя часть решения натолкнулась на сопротивление населения, которое из соображений имиджа потребовало оставить незастроенной хотя бы большую лоджию в середине моста. Несмотря на это, торговые лавки были построены, что определило основную планировку строения с тремя параллельными проходами и торговыми рядами. Доход от одной лавки составлял до 30 дукатов в год. Чтобы обеспечить возможность прохода под мостом церемониальной галеры (бучинторо, ит.: bucintoro) дожа, средняя часть сооружения имела подъемную конструкцию, правда, вопреки требованиям некоторых жителей Венеции не представляла собой «большую лоджию» («loggia magna»). В дальнейшем мост Риальто регулярно ремонтировался приблизительно через каждые 25 лет, однако состояние деревянного строения к концу 15-го века неуклонно ухудшалось.

Первым относительно большим каменным мостом в Венеции был мост Три Арки (Ponte dei Tre Archi) через канал Каннареджо (Canale di Cannaregio), построенный в 1507 году. На его месте до сих пор существует трехарочный каменный мост, правда, более поздней постройки. Приблизительно в это же время монах-доминиканец по имени фра (брат) Джованни Джокондо (fra Giovanni Giocondo), который был родом из Вероны, возвел в Париже новый каменный мост Нотр-Дам (фр.: Pont Notre-Dame), о строительство которого стало известно венецианцам. И хотя уже в 1507 году в принципе было решено построить нечто подобное, в 1524 году было ещё раз отремонтировано старое деревянное сооружение, прилично пострадавшее от опустошительного пожара 1514 года в квартале Риальто.

Проекты нового моста Риальто представили различные архитекторы, в том числе Скарпаньино (ит.: Scarpagnino; настоящее имя: Антонио Аббонди/ Antonio Abbondi) и фра Джованни Джокондо, участвовавший в возведении дворца Фондако деи Тедески. 15 августа 1524 года произошло обрушение значительной части восточной рампы старого деревянного строения. Но даже это событие не привело к началу строительства каменного моста – всё ограничилось очередным ремонтом деревянного. В мае 1532 года восстановительные работы на нем были завершены.

При этом медлительность в вопросе возведения нового моста Риальто объяснялась не финансовым положением, а, скорее, отсутствием решения о форме будущего сооружения. Последующий период был отмечен появлением всё новых архитекторов со своими предложениями, касающимися облика строения. В 1537 году было выдвинуто требование, согласно которому это должен был быть по меньшей мере двухарочный мост, спроектированный по римскому образцу. В 1529 году дож Андреа Гритти (Andrea Gritti) обратился с просьбой о создании проекта моста к Микеланджело Буанаротти. В 1547 году архитектор Пьетро ди Губарни (Pietro di Gubarni) предложил проект нового одноарочного деревянного моста. В том же году был также представлен проект Джакомо (Якопо) Бароцци да Виньолы (Jacopo Barozzi da Vignola), предусматривавший 3 каменные арки эллиптической формы. В пользу проекта каменного моста также высказывался и архитектор Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino). Однако возможность сравнения между собой одноарочной и многоарочной конструкций появилась только после возведения в 1580 году одноарочного моста из природного камня через канал Каннареджо близ церкви Святого Иеремии (San Geremia).

Идея постройки каменного моста получила новую жизнь в результате обрушения в море в 1587 году нескольких домов с торговыми лавками, располагавшихся на восточном берегу квартала Риальто, после чего соответствующие земельные участки не были застроены заново. На сей раз проекты были заказаны архитекторам Бонаюто Лорини (Bonaiuto Lorini), Гильермо де Гранди (Guglielmo de Grandi), Джакомо де Губерни (Giacomo de Guberni), а также Антонио да Понте (Antonio da Ponte). Поначалу трехарочная конструкция моста была предусмотрена лишь в проекте последнего из них. В конце концов, да Понте представил большую, выполненную в цвете деревянную модель застройки, которая включала в себя не только периметр сооружения, но и большую территорию вокруг него вплоть до площади Сан-Бартоломео.

5 декабря 1588 года сенат преобладающим большинством назначил троих проведиторов, Альвизе Цорци (Alvise Zorzi), Маркантонио Барбаро (Marcantonio Barbaro) и Якопо (Джакомо) Фоскарини (Jacopo Foscarini), которые должны были наблюдать за ходом строительства.