Беленская башня - Архитектура
( 0 Votes )
08.09.2014 14:43

Беленская башня - сложное архитектурное сооружение, состоящее из двух частей: бастиона и расположенной в его северной части 4-этажной башни.

Этот памятник 16-го века считается одним из шедевров поздней португальской готики и построен в морском архитектурном стиле мануэлино. Это проявляется в частности в наличии в его архитектуре таких элементов, как искусный веерный готический свод, кресты Ордена Христа, армиллярные сферы и витые канаты.

Горизонтальная проекция Беленской башни состоит из прямоугольного основания собственно башни и неправильного шестиугольного основания бастиона с удлиненными боковыми сторонами, южные края которых выдаются в реку. По сути, башня Белен представляет собой большое вертикальное пространство, лежащее на массивной горизонтальной плите и закрытое внешними ограждениями. В северо-восточном углу сооружения, огражденном защитной стеной со сторожевыми башенками (бартизанами), расположен подъемный мост для доступа внутрь бастиона, украшенный растительными мотивами, увенчанный королевским гербом и огражденный с боков небольшими колоннами с армиллярными сферами на концах. Свойственные стилю мануэлино армиллярные сферы также присутствуют на входе в башню, символизируя экспедиции португальских мореплавателей. Они были изображены на личном знамени короля Мануэла I как символ великих открытий, совершенных португальцами во время его правления.

В наружных стенах бастиона имеются углубления для 17 пушек с амбразурами, открытыми в сторону реки. Верхний ярус бастиона увенчан небольшой стеной со сторожевыми башенками, расположенными в стратегически важных местах и украшенных округлыми гербами с крестом Ордена Христа.

Однако в архитектуре Беленской башни наряду с мануэлино также использованы и другие стили. Дело в том, что сооружение было возведено военным архитектором Франсишку ди Аррудой, который до этого уже построил несколько крепостей на португальских территориях в Марокко. Влияние мавританской архитектуры проявилось в использовании в архитектуре Вифлеемской башни утонченных украшений, арочных окон, балконов и ребристых куполов сторожевых башен.

Сама башня состоит из 4 этажей с оконными проемами и стенами, при этом цокольный этаж увенчан сводчатым потолком. На первом этаже имеются обращенная на юг прямоугольная дверь, арочные окна, выходящие на восток и север, а также сторожевые башенки в северо-восточном и северо-западном углах. Южную часть второго этажа занимает крытая терраса с лоджией, которую образует аркада из 7 арок, опирающихся на большие карнизы с балюстрадой. Эта часть второго этажа ограждена ажурной каменной кладкой, образующей портик, а его скатная крыша оканчивается лепным витым канатом. В восточной, северной и западной стенах имеются двухарочные ниши, при этом северо-восточный и северо-западный углы этажа заняты статуями святого Викентия Сарагосского и архангела Михаила, которые установлены в нишах. В северном, восточном и западном фасадах стен третьего этажа имеются двойные окна. Четвертый этаж здания окружен террасой с гербами Ордена Христа, при этом в северной стене имеется арочная дверь, а в восточной стене – арочное окно. Терраса окружена низкой балюстрадой. На верху здания расположена терраса с балюстрадой и сторожевыми башенками по 4 углам. Отсюда открывается вид на окружающий ландшафт.

Внутренняя часть подвала бастиона с винтовой лестницей, расположенной в его северной части, разделена на 2 смежных помещения со сводчатыми потолками, которые поддерживаются сложенными из камня арками. Полы цокольного этажа бастиона наклонены наружу, а его потолки опираются на сложенные из камня пилястры и арки свода. Готические ребристые своды присутствуют в каземате, помещениях башни и куполах сторожевых башенок террасы бастиона. Периферийные отсеки в углах подвала бастиона позволяют отдельно разместить пушки, при этом конструкция потолка состоит из нескольких асимметричных сводов различной высоты. Вспомогательные кладовые позже использовались в качестве тюрьмы.

Два арочных прохода ведут в северную и южную части главной крытой галереи, в то время как вдоль восточной и западной частей крытой галереи рассредоточено 6 разорванных арок, которые перемежаются с квадратными стойками, увенчанными головами горгулий. Хотя открытая галерея над казематом тоже украшена, но предназначена она для рассеивания дыма от пушечных залпов. Верхний уровень огражден перилами, украшенными крестами Ордена Христа, а пространство террасы – колоннами, увенчанными армиллярными сферами. Это пространство также могло использоваться для размещения легкой пехоты. Беленская башня стала первым португальским укреплением с двухуровневой системой размещения орудий и ознаменовала собой новый шаг в военной архитектуре.

Ширина башни составляет около 12 метров, а высота – 30 метров. На её первом этаже расположен Комендантский зал – восьмиугольное пространство, соединенное с цокольным этажом, при этом в северо-восточном и северо-западном углах имеются коридоры, ведущие внутрь сторожевых башенок. Через небольшую дверь можно попасть на винтовую лестницу, ведущую на верхние этажи. На втором этаже башни находится Королевский зал (Sala dos Reis), выходящий на лоджию, предназначенную для наблюдения за рекой, при этом небольшой угловой камин этого этажа соединяется с камином третьего этажа, где расположен Зал аудиенций (Sala das Audiências). Потолочные перекрытия всех трех этажей выполнены из полых бетонных плит. Находящаяся на четвертом этаже часовня имеет сводчатый ребристый потолок с символическими нишами в стиле мануэлино, поддерживаемый резными карнизами.

В 1983 году Башня Белен стала объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году была включена в число Семи чудес Португалии.