Кинкаку-дзи
( 1 Vote )
22.08.2012 19:58

 

Японский буддистский храм Кинкаку-дзи

Кинкаку-дзи (в переводе с японского языка «Храм золотого павильона») буддистский храм, расположенный на северо-западе японского города Киото. Первоначально храм назывался Рокуон-дзи («Храм оленьего сада»). Собственно говоря, название Кинкаку обозначает только самый известный павильон храмового комплекса и обусловлено тем, что его верхние этажи полностью покрыты листовым золотом. Благодаря известности золотого павильона в настоящее время и весь храмовый комплекс называется Кинкаку-дзи. С другой стороны, под названием Кинкаку-дзи чаще всего подразумевается только «Золотой павильон».

В период Муромати, в конце 14 века, при правлении сёгуна Асикага Ёсимицу средневековая Япония пережила одну из самых стабильных в политическом и экономическом отношении фаз. Поэтому данный исторический отрезок заложил питательную основу для эпохи культуры Китаяма, которая явилась одним из периодов наивысшего культурного расцвета и новаторства в истории Японии.

В 1331 году император Го-Дайго (1288-1339 годы) осуществил реставрацию Кэмму, которая ознаменовала собой конец эпохи сёгуната Камакура и тем самым создала основы новой системы экономических и политических отношений. Через год, в 1332 году, он вместе с военачальником Асикага Такаудзи (1305-1358 годы) захватил Киото и окончательно разбил сёгунат Камакура. Противоречия интересов между Го-Дайго и Асикага Такаудзи привели в 1335 году к войне между императором и его военачальником. Однако победу в этой войне одержала династия Асикага. В 1336 году Асикага удалось овладеть Киото, и через 2 года он получил титул сёгуна. Го-Дайго со своей свитой бежал в город Ёсино, расположенный к югу от столицы, и основал там свою «южную резиденцию». Вызванную этим войну между северной и южной династиями удалось прекратить лишь через 60 лет (в 1392 году). После окончания войны начался передел политической власти. Самое основное изменение состояло в окончательном лишении власти императорского двора в пользу нового сёгуната и его вассалов. Теперь резиденция сёгуна располагалась не в Камакуре, а в квартале Киото под названием Муромати. Однако сёгунат Асикага по своей сути оставался нестабильной гегемонией военных и тем самым был лишь переходным политическим решением.

С приходом к власти Асикага Ёсимицу (1358-1408 годы), внута Такаудзи и третьего сёгуна династии Асикага, начался один из самых замечательных периодов в культуре японского средневековья.

Асикага Ёсимицу, провозглашенный сёгуном еще в детском возрасте, все больше тяготел к культуре и в конце концов стал крупным меценатом искусства. Стремясь повысить свой социальный статус, он насаждал в стране религию и расточительную роскошь. Именно при нем развилась культура Китаяма, апогей которой пришелся на конец правления Ёсимицу (около 1392 года).

В 1394 году он оставил пост сёгуна в пользу своего сына и стал великим канцлером. Освободившись от официальных политических обязанностей, в последующие годы Асикага Ёсимицу сосредоточился главным образом на строительстве своей резиденции, в которой собирался провести старость. Он заново отстроил и реставрировал разрушенный дворец клана Сайондзи на севере Киото. Это здание, известное как дворец Китаяма, стало главной резиденцией бывшего сёгуна. Однако особое внимание Ёсимицу уделил возведению соответствующего павильона. В 1397 году он повелел построить в память о себе павильон Кинкаку-дзи. Золотой павильон был построен рядом с дворцом Китаяма и первоначально служил хранилищем реликвий Будды (сяриден). Оба эти здания относятся к храмовому комплексу дзэн-буддистской школы Риндзай.

Архитектура храма Кинкаку-дзи соединяет в себе разные японские стили, и в то же время в ней ощущается влияние китайских архитектурных элементов. Хрупкий павильон состоит из 3 этажей, построенных в разных стилях и окруженных круглыми балконами. Нижний этаж воспроизводит спально-дворцовый стиль периода Фудзивара (стиль синдэн-дзукури). Эта часть здания, известная как Хосуйин (Храм очищения водой), является отражением классически-элегантного стиля периода Хэйан. Внутри находится одно из самых больших сокровищ Кинкаку-дзи, триада Амида. Судя по архитектурному стилю домов самураев (стиль букэ-дзукури), второй этаж павильона, так называемый Тёондо (Башня звуковых волн), по стилю можно отнести к периоду Камакура. На этом этаже находятся изображения бодхисаттвы Канон в образе женщины. Третий этаж соответствует китайскому архитектурному стилю караё (стиль дзэн-буддистских храмов). Этот этаж называется Куккётё (Величественная вершина). На этом богато украшенном этаже с полукруглыми окнами находятся различные изображения бодхисаттвы. Крыши чуть выгнуты наружу в стиле пагоды. Низкие потолки и узкие колонны дополнительно подчеркивают оптическую филигранность Золотого павильона. Два верхних этажа, знаменитых своей отделкой, окрашены лаком и покрыты листами чистого золота. Венчает строение золотой феникс, часто упоминаемая в китайских мифах птица. Благодаря отделке наружных стен листовым золотом, Золотой павильон буквально сверкает. Великолепие храма Кинкаку-дзи по-настоящему раскрывается, когда на него падают солнечные лучи. В солнечном свете золото ярко сверкает, отражается в расположенном перед храмом пруду и создает в глазах наблюдателя знаменитую ауру Золотого павильона. Говорят, что наружная золотая отделка павильона была доделана лишь через несколько лет после смерти Ёсимицу.

Кинкаку-дзи окружен обширным парком с растущими в нем деревьями и кустами и расположен на краю большого пруда. Несмотря на свой яркий внешний вид, храм скромно вписывается в ландшафт парка. Это соответствует эстетическому восприятию периода Муромати, согласно которому сады и храмовые комплексы должны были символизировать буддистское мировоззрение, по возможности гармонично и плавно вписываться в природную среду, тем самым отражая гармонию отношений между природой и человеком.