Храм Креста в Паленке
( 0 Votes )
13.07.2018 18:48

 

Пирамидальный Храм Креста в Паленке

Храм Креста (англ.: Temple of the Cross) – это самая большая и значимая пирамида комплекса пирамидальных храмов, расположенного в разрушенном древнем городе майя Паленке на территории современного мексиканского штата Чьяпас.

Вышеупомянутый комплекс Храма Креста находится на юго-восточной окраине Паленке и состоит из 3 главных сооружений: Храма Солнца (англ.: Temple of the Sun), собственно Храма Креста и Храма Лиственного Креста (Temple of the Foliated Cross).

Храм Креста представляет собой ступенчатую пирамиду с имеющимися внутри неё резными барельефами. Он был построен в ознаменование восшествия на престол Чан-Балума после смерти его отца, правителя Баакульского царства майя Пакаля Великого. На резных барельефах изображён Чан-Балум, получающий великий дар от своего предшественника. Храм имел несколько предназначений, в частности, в нём должны были располагаться панели с надписями, рассказывающими о родословной правителя, истории его вступления на престол, а также о божественности происхождения его рода. Кроме того, в святилищах, находящихся внутри храмовых пирамид комплекса, имеются каменные панели, по одной в каждой пирамиде, с высеченными на них иероглифическими надписями, рассказывающими о предназначении каждого из 3 храмов, а также о триаде богов Паленке (БI, БII и БIII) и их праве на главенство. При этом главная из пирамид, Храм Креста, ассоциируется с богом БI, первородным божеством триады, также известным как Хунапу.

Мотив креста, присущий комплексу, является намёком на названия пирамидальных храмов, однако в действительности крест символизирует Древо мира, которое, согласно мифологии майя, расположено в центре мироздания.

История

Комплекс Храма Креста был построен в поздний классический период истории Мезоамерики при Чан-Балуме, который правил Баакульским царством в период с 684 по 702 год нашей эры. Строительство пирамид осуществлялось в соответствии с основными традициями мезоамериканской архитектуры. Использованные при их возведении каменные блоки с замысловатой резьбой придают их ступенчатой конструкции особое великолепие.

Благодаря содержащимся внутри надписям, три эти храма являются единственными в государстве майя сооружениями, которые как три отдельные части выполняют ту же функцию, что и так называемые Кодексы майя (рукописный иероглифический жреческий требник, написанный на лубочной бумаге). На панелях внутри пирамидальных храмов описана и реальная, и мифическая история майя. Содержащаяся на них информация изложена связно: переходя от храма к храму, вы можете, словно в книге, прочитать историю этой цивилизации.

Имеются археологические свидетельства того, что в 599 и 611 годах Паленке подвергся нападениям со стороны столицы Канульского царства майя, города Калакмуль. Возможно, именно эти вражеские нашествия послужили сначала для Пакаля, а затем для его сына Чан-Балума и внука Акуль-Мо-Наба стимулом к совершенствованию традиций строительства.

Около 800 года, после нападения со стороны города Тонина, возведение тщательно спроектированных и сложных зданий прекратилось, и в это же время произошло сокращение численности населения Паленке.

Когда в 16-м веке в эту местность пришли испанцы, город был давно покинут, и никто из живших в его окрестностях индейцев майя уже не помнил о его существовании.

В 1567 году испанский монах-доминиканец Педро Лоренцо де ла Нада первым из европейцев исследовал развалины древнего города, названного им Паленке. Свои исследования он проводил на участке, располагавшемся неподалёку от русла реки Усумасинта, где наткнулся на каменные храмы и площади.

Раскопки, а также работы по сохранению и реставрации комплекса Храма Креста начались лишь в 1940 году. Объём средств, выделявшихся на проведение консервационных работ, стал расти после того, как в 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил внутри так называемого Храма Надписей (англ.: Temple of Inscriptions), гробницу Пакаля Великого. С этого момента городище стало одним из наиболее активно изучаемых мест раскопок во всей Америке.

В период с 1967 по 1974 год археолог Хорхе Акоста увеличил площадь раскопок и консервационных работ на территории комплекса Храма Креста. В рамках проекта Паленке, которым руководил археолог Арнольдо Гонсалес Крус, в 1989 году начались масштабные работы по исследованию, реставрации и консервации комплекса. В 1993 году исследователи обнаружили в Храме Креста жертвоприношение, содержавшее более сотни кадильниц с благовониями.

Архитектура

Комплекс Храма Креста расположен у основания горы Йемаль-К'ук'-Лакам-Виц (Гора Нисходящего Кецаля), которую индейцы майя считали священной, так как из неё вытекает множество природных источников, питающих пресной водой реку Отулум.

Сооружения комплекса Храма Креста построены из известняка, который широко распространён повсюду в этой местности.

Согласно свидетельствам, датируемым 16-м веком, каменные пирамидальные храмы были покрыты штукатуркой и окрашены в голубой и красный цвета.

В горизонтальной проекции 3 главных храма комплекса образуют крест. Храм Лиственного Креста находится через двор от Храма Солнца, при этом оба они примыкают к Храму Креста. Между храмами Солнца и Креста возвышаются 2 пирамиды меньшего размера (храмы XIV и XV).

Барельефы

Резные барельефы в Храме Креста описывают восшествие на престол Чан-Балума. На них изображены 2 фигуры. Первоначально учёные предположили, что меньшая из этих фигур принадлежит Пакалю Великому, а более крупная – его сыну Чан-Балуму. Однако более глубокие современные познания в области иконографии и эпиграфики могут свидетельствовать о том, что обе фигуры изображают правителя-сына: первая – это Чан-Балум в молодости, совершающий обряд перехода (обретения более высокого статуса), а другая – он же в зрелом возрасте в момент восшествия на престол. Между двумя этими фигурами изображено Древо мира.

Каждый из трёх пирамидальных храмов посвящён определённому божеству триады Паленке, олицетворяя собой пути в потусторонний мир, которые имели решающее значение для правителя майя, так как он должен был пройти их, чтобы вернуться назад с дарами жизни и процветания для своего народа.