Устройство акведука Пон-дю-Гар
( 0 Votes )
11.03.2012 11:57

 

Акведук Пон-дю-Гар на рассвете

Длительное время считалось, что мост-акведук Пон-дю-Гар был построен около 19 года до нашей эры. Однако, новые раскопки указывают на то, что он возник в середине 1-го века нашей эры. Мост был возведен для преодоления долины реки Гардон (которая в римские времена называлась Вардо). После завершения строительства по акведуку в Ним протекало приблизительно 20 000 кубических метров воды в день. Между тем, большая часть водовода (около двух третьих) проходила не над землей, а по туннелям, которые пришлось вырубать в скалах. Население Немоза составляло в то время около 20 000 жителей, таким образом, средний расход воды на одного жителя составлял около 1 кубического метра воды в день. Это во много раз больше современного расхода воды среднестатистическим европейцем.
Общий уклон всего акведука составлял в среднем 24 см/км. Каким образом архитекторам того времени удалось составить настолько точные расчеты, остается до сих пор невыясненным, так как водовод в Ним проходит отнюдь не прямолинейно. Хотя расстояние по прямой от источника до цели составляет всего 20 километров, но между этими двумя пунктами находятся различные горные образования. Поэтому пришлось прокладывать водовод в обход препятствий, вследствие чего его общая длина составила 50 километров. Несмотря на это общий уклон 50-километрового водовода не превышает 12 метров, и это при том, что во время строительства приходилось учитывать еще и особые требования к возведению его отдельных участков.
Например, перед поворотными участками и на них необходимо было снижать скорость потока за счет уменьшения уклона, чтобы поддерживать на минимально возможном уровне силы, действующие на внешние в повороте стенки акведука, и тем самым избавиться от больших затрат на их укрепление. Но перед мостом-акведуком Пон-дю-Гар, наоборот, уклон был увеличен, чтобы мост, являвшийся самой дорогостоящей частью всего акведука, не пришлось строить слишком высоким. Зато после моста уклон был уменьшен до 8 см/км, что тут же вызвало проблемы: доказано, что сразу после ввода в действие акведука пришлось еще раз вывести его из эксплуатации, чтобы приподнять его на участке, проходящем по мосту Пон-дю-Гар и дальше через леса Ремулена. Эта надстройка обнаруживается и по сей день по верхней кромке моста Пон-дю-Гар.