Триумфальная арка Константина
( 4 Votes )
12.02.2013 10:50

Триумфальная арка Константина - одно из красивых и величественных строений античного Рима

Триумфальная арка Константина – расположенная в Риме трехпролетная арка. Она была построена в честь императора Константина и посвящена его победе над Максенцием в битве у Мульвиева моста, состоявшейся в 312 году.

Арка возвышается в непосредственной близости от Колизея и является, пожалуй, самой великолепной из трех сохранившихся до наших дней античных триумфальных арок Рима. Этот величественный монумент установлен на античной дороге «Via Triumphalis», по которой римские императоры входили в город после одержанных в войнах побед, и которая традиционно оканчивалась на Палатинском холме. Весьма подробная надпись на аттике арки сообщает о победе императора Константина Великого над Максенцием у Мильвийского моста и о том, что триумфальная арка была построена сенатом и народом Рима.

Строительство монумента началось уже в том же 312 году и было завершено 25 июля 315 года. В этот день Константин праздновал начало 10-го года своего правления. Заказчиком строительства выступил сенат. Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума. Её высота составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров. От других арок она отличается прежде всего тем, что в ней использованы некоторые элементы декора, а также рифленые коринфские колонны, ранее принадлежавшие другим памятникам и зданиям.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила образцом для неё. На цоколях колонн расположены рельефы богини Виктории, солдат и плененных варваров. В углах арки можно различить аллегорические декорации и фигуры божеств, богов, олицетворяющих времена года, речных духов. Далее следует рельеф, расположенный над малыми пролетами арки, на котором показана история военного похода Константина, его победы и захвата власти в Риме: рельеф начинается на западной, узкой, стороне арки с картины, изображающей отбытие войск из Милана (profectio), затем следует показанная на южной стороне картина осады некоего города, возможно, Вероны (obsidio), и изображение битвы у Мильвийского моста (proelium). На восточной стороне изображено вступление победоносного императора в Рим (adventus), а на северной стороне показано выступление императора с речью в Римском форуме (oratio), а также вручение им денежных подарков народу (largitio).

Триумфальная арка Константина видна из Колизея; при этом справа от неё можно видеть античную дорогу «Via Sacra» и триумфальную арку Тита.

Восемь попарно расположенных медальонов (по 4 на боковых арках с каждой стороны монумента) относятся к эпохе императора Адриана. На них изображены сцены охоты и 4 сцены жертвоприношения. Главной фигурой медальонов является Адриан, однако на 4 из них его голова была заменена головой Константина, а на остальных 4 – головами его отца Констанция I или восточноримского соправителя Константина, Лициния (точная идентификация невозможна). Рельефы главного пролета арки ранее принадлежали базилике Ульпия в форуме Траяна.

Статуи, венчающие колонны на высоте аттика, изображают даков и напоминают о военном походе Траяна против них. Между статуями попарно расположены прямоугольные рельефы со сценами из Маркоманской войны Марка Аврелия. На них показаны отправление в поход, затем сама война и возвращение императора в 173 году. Над главной аркой расположена надпись-посвящение.

Исследователи спорят по поводу того, чем вызвано повторное использование элементов более древних строений при возведении Триумфальной арки Константина, финансовыми трудностями и вынужденной экономией, или же авторы памятника хотели таким образом возвеличить Константина в традициях ранней, сенаторской историографии. Часть ученых предполагает, что еще со времен Адриана на этом месте существовала арка-предшественник, которая позже была лишь дополнена аттиком и заново облицована. Так, доработанные и переделанные рельефы относятся к годам правления Траяна (98-117 гг.), Адриана (117-138 гг.) и Марка Аврелия (161-180 гг.).

Монумент выполнен в строгом стиле, в нем присутствует так называемая иерархическая перспектива, которая ясно подчеркивает социальные противопоставления и общественную иерархию в эпоху домината. Независимо от своего места на рельефе император изображен крупнее окружающих его персонажей, придворных и римских солдат, размер фигур которых также подчиняется иерархической градации.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента можно проследить стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении почти 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с его великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

 

 
wishlist